Коллекция метафорических ассоциативных карт разработана для работы над конфликтными ситуаций.
Каждая карта представляет собой уникальную метафору, которая помогает понять причины конфликта и увидеть варианты его решения.
Работа с картами позволит обнаружить скрытые аспекты конфликтов, пересмотреть свои взгляды и найти решение и гармонию в отношениях.
Карты могут быть использованы в работе психологов, коучей и других помогающих специалистов. Также карты подойдут для самостоятельной работы, даже если вы используете МАК впервые.
Ниже собраны простые, но рабочие техники для непрофессиональной самостоятельной работы с конфликтами.
Как работать с МАК самостоятельно
- Работа с МАК предоставляет два способа: открытый и закрытый. В первом случае вы выбираете карту из разложенной на столе колоды или перебираете ее в руках, во втором - карта выбирается случайным образом.
- Принимайте ваши ассоциации исходя из того, что нет «правильного» или «неправильного» понимания карт.
- Не принимайте во внимание чужие интерпретация и карт.
- Не бойтесь негативных карт. Возможно, именно они могут указать на то, что мешает вам достижению целей или решению проблем.
- Если вам кажется, что в ваших ассоциациях или мыслях от карты нет никакого смысла, отложите процесс, вернитесь к нему позже. Помните, что зачастую эти мысли и являются самыми истинными и верными. Доверяйте себе!
- Важно избегать "притягивания" правильных ответов. Это только ограничит ваш развитие. Иногда неприятные ощущения могут быть ключом к росту.
- Если вы не будете заранее знать вопрос, то ответ будет максимально честным. Поэтому попробуйте записать вопросы и вытягивать их случайном порядке или попросите человека, которому вы доверяете поработать с вами и задавать вопросы в хаотичном порядке. Однако помните, что чужое восприятие карты не имеет к вам никакого отношения, и мнение другого человека - это только его мнением.
- Работать с МАК можно в любом эмоциональном состоянии. Карты способны помочь вам осознать истинную причину тех эмоций, которые вы проживаете в тот или иной момент времени.
- Для работы над саморазвитием, целеполаганием, денежными установками лучше работать в спокойном собранном состоянии.
- Все, что вызывает эмоции – это про вас. Потенциал вашего развития будет в том, что вас раздражает или в том, что вы отвергаете.
- Не спешите с выводами. Иногда инсайты догоняют нас значительно позже самой практики с МАК.
- Ваши ощущения и чувства при работе с МАК важно не только проживать, но и фиксировать, чтобы потом вернутся в это состояние и проанализировать или добавить сил. Заведите бумажный или электронный дневник, в котором записывайте свои мысли при работе.
Подготовка к работе
Выделите для работы достаточно времени и уединитесь в комфортном месте, чтобы вас не беспокоили близкие, телефон или посторонние звуки. Примите удобное положение, подготовьте бумагу и ручку для записи мыслей, сосредоточьтесь на настоящем моменте и работе с МАК. Если есть возможность, можно фиксировать процесс на видео, чтобы после оценить свою реакцию.
Техники для работы с МАК
Ниже собраны несколько техник для работы с колодой “Ветер перемен” и проработки конфликтных ситуаций.
Техника “Театр теней”
Представьте, что вы режиссер спектакля в театре. Сфокусируйтесь на конфликте и его участниках - это и будет главная тема спектакля. Выберите карты-героев, количество героев может быть ограничено 6 персонажами.
Начните игру, где каждый герой - это карта, которая играет роль и произносит монологи, которые придумываете и произносите вы. Не задумывайтесь, действуйте быстро и легко, будто вы ребенок и играете куклами.
После зафиксируйте для главных героев:
Характер
Настрой (+\-)
Основной посыл в виде фразы
Отношение к ситуации
Идеи для решения конфликта
Запишите игру на видео, чтобы через некоторое время посмотреть запись и подумать об увиденном, попробуйте уловить инсайты и идеи относительно решения конфликта.
Техника “Смысл конфликта”
1. Выберете в открытую карту. Она будет ассоциировать вас и ответ на вопросы:
Кто я?
Кто или что изображен(о) на карте?
В ком (или чем) вы узнаете себя?
Каковы мысли, чувства, цели и потребности изображенного героя?
Как это перекликается с реальной ситуацией?
2. Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:
Как я веду себя во время конфликта?
Что вы видите на карте?
Каковы мысли, чувства, цели и потребности изображенного героя/предмета?
Каков ваш эмоциональный отклик на эту карту?
Как события будут развиваться дальше по сюжету этой карты?
А что им предшествовало?
Посмотрите на карту еще раз внимательно, поищите что-то, что на карте есть, но вы не замечаете этого. что на карте вам не нравится, но привлекает ваше внимание?
3. Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:
Что мне помогает в конфликтной ситуации?
В чем сила изображенного персонажа/предмета?
Что на карте привлекает ваше внимание?
С чем ассоциируется этот образ в реальной жизни?
4. Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:
Что мне мешает в конфликтной ситуации?
Как события будут развиваться дальше?
А что им предшествовало?
Что привело к такой ситуации?
Каких ресурсов не хватает этому персонажу/предмету?
На какую вашу историю эта карта похожа?
5. Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:
Зачем мне конфликт? (В чем моя выгода?)
Такой вопрос может вызвать у вас сопротивление, однако попробуйте его отложить и подойти к работе объективно и ответить на вопрос: Что я приобретаю в такой ситуации (нерешенного конфликта)?
6. Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопрос:
Что я теряю из-за этого конфликта?
7. Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:
Как мне изменить свое поведение?
Что конкретно вы можете сделать уже сегодня?
Какие ресурсы у вас есть для этого?
Что бы вам посоветовали персонажи карт?
Какой вывод вы можете сделать?
Сосредоточьтесь на ваших чувствах, максимально проживите их, после прочувствуйте как слабеет напряжение как его становиться все меньше и меньше, пока оно не исчезнет. Сделайте для себя выводы и запишите план шагов, которые вам нужно сделать, чтобы решить конфликт с вашей стороны.
Техника “Чайка”
В открытую выберете из колоды карту, символизирующую наиболее благоприятное решение вашего конфликта. Опишите эту карту: что происходит на ней? какие чувства она вызывает? все ли нравится? хочется ли что-то ещё изменить, и если да, то что? как это связано с видением решения вашего конфликта?
В открытую выберете из колоды 2-3 карты, которые символизируют ресурсы, необходимые для достижения наиболее благоприятного решения вашего конфликта. Опишите каждую из выбранных карт: что это за ресурс, как он связан с вашей жизнью. Далее к каждой карте напишите три конкретных шага, что нужно сделать в реальной жизни для развития и укрепления данного ресурса? Поставьте четкие цели со сроками, объемами.
После зафиксируйте свои ощущения: Что чувствуете после завершения упражнения? Как составленные списки шагов влияют на ваше мироощущение?
Техника “Ассоциации”
Сфокусируйтесь на тех людях, с которыми у вас происходят конфликтные ситуации. Открытым способом выберите из колоды 2 (или более, если участников конфликта больше) карты. Они должны походить или ассоциироваться с вами и с тем человеком, с которым возник конфликт.
Подумайте, все ли участники конфликта перед вами, может нужно кого-то добавить?
1. Внимательно рассмотрите выбранные карты. Опишите карты участников конфликта от 3-го лица, отвечая на вопросы:
- Что в данный момент чувствуют эти карты?
- Что они ощущают по отношению друг к другу?
- Кто отстраняется, а кто приближается в ситуации?
- Кто хочет сблизиться, но не делает этого?
- Чего хочет каждая карта?
- Что они хотят сказать друг другу?
Какие 5 слов ассоциаций у вас возникают с каждой картой? Запишите эти слова.
2. Выберете в закрытую карту, которая будет символизировать решение конфликта.
Какие эмоции вызывает у вас данная карта? Проговорите 5 слов ассоциаций к этой карте, запишите их.
3. Мысленно произнесите и запишите слова благодарности тому человеку (людям), который преподнес урок, используя слова ассоциации из п.2
4. Поразмышляйте, Чему вы научились в данном конфликте? Какой урок вы из нее извлекли? Запишите свои мысли.